Агентам

Традиции

Ежегодно в феврале по всем городам Доминиканской Республики проходит традиционный доминиканский карнавал – один из любимых национальных праздников и выражение души доминиканского народа. Старая добрая доминиканская традиция проведения карнавала имеет народные корни, идущие из глубины веков.

История доминиканского карнавала началась в колониальный период. Первые карнавальные шествия позволяли доминиканцам в праздничном веселье выразить радость освобождения от печальных событий национальной истории. Некоторые исследователи считают первым карнавальным шествием уличные выступления по случаю прибытия в Санто-Доминго испанского священника Бартоломеo де лас Касас в середине 16 века: жители города вышли на улицы, нарядившись в мавров и христиан. В 1795 году карнавалы прошли в Санто-Доминго и других городах страны в день святого апостола Иакова. С 1822 по 1844 год в результате гаитянской оккупации страны маскарадные костюмы практически полностью исчезли, однако с достижением государством независимости в 1844 году традиция была восстановлена.

Сегодня в большинстве доминиканских городов существуют собственные традиции проведения карнавала, оформившиеся еще к 20 веку. Старейший и самый популярный из провинциальных карнавалов проходит в городе Ла Вега: в 2006 году он был причислен ЮНЕСКО к четверке лучших мировых карнавалов. Провинциальный карнавал в Сантьяго выделяется исторически сложившимся социальным подстекстом: богатые веселятся в частных клубах, бедные – на городских улицах, а традиционные персонажи – тоже представители разных классов, соперничающие между собой. В Монте-Кристи центральными карнавальными персонажами являются быки, а изюминка карнавала в Сан-Педро-де-Макорис – веселые танцы «гулойяс» (потомков чернокожих иммигрантов), ряженых в вызывающие костюмы с зеркалами и желто-красными накидками. В карнавальных действах сохранилось множество элементов испанского и африканского происхождения. Так, в маскированной толпе всегда есть фигуры, изображающие индейцев таино (коренных жителей Доминиканской Республики) и африканских рабов, потомки которых обосновались здесь.

Итоговое праздничное шествие проходит всегда на знаменитой набережной Малекон в Санто-Доминго в последнее воскресенье февраля или первое воскресенье марта. Заранее выбираются король и королева карнавального шествия, танцевально-театральные труппы выкатывают на улицы красочные повозки и разыгрывают тематические сценки, а по окончании карнавальных торжеств авторы самых интересных кортежей и карнавальных образов награждаются призами.

Фестивали Меренге

Одним из ярких символов доминиканской самобытной культуры является меренге – традиционный доминиканский стиль в музыке и танце, сочетающий зажигательные афро-карибские и латиноамериканские ритмы. Меренге создавался в течение поколений и пережил значительную музыкальную эволюцию.

Доминиканский меренге возник как музыкальный стиль в песне и танце, объединивший в себе испанские, африканские и индейские мотивы, имеющие корни в религиозных традициях обосновавшихся в Доминикане африканских рабов. Тексты песен воспевали радости и горести простого народа. Изначально меренге исполняли на четырехструнной гитаре «куатро», ударном инструменте «гуиро» и тамбурине.

Уже с середины 19 века меренге оформился как самостоятельное направление в народной музыке и постепенно стал проникать и в богатые салоны. В то время как тропические ритмы меренге с откровенными и чувственными танцами начали входить в моду, в прессе Санто-Доминго развернулась обширная кампания против него в защиту тумбы – главного танца страны до этого момента. Высшие слои общества отказывались принимать эту музыку, считая, что ей не хватает элегантности. Но когда ритмы меренге стали постоянно звучать на популярных фестивалях, у высшего общества не осталось другого выбора, кроме как сделать меренге частью культуры.

Во второй половине 19 века важнейшим экономическим регионом Доминиканской Республики была центральная провинция Сибао, а ее столица Сантьяго де лос Кабальерос – соответственно главным городом страны, поэтому всемирно известной и доминирующей в стране версией танца стал именно меренге Сибао, который также называли Perico Ripiao. Это название традиционного меренге, буквально означавшее «рваный попугай», пошло от названия бара, в котором выступала с песнями в стиле меренге музыкальная группа, которая в 1870 году заменила в исполнении меренге традиционную гитару куатро на аккордеон. Позднее коллективы, исполняющие меренге, стали также использовать саксофон, бас-гитару и пианино.

Настоящим национальным символом меренге стал в период оккупации страны войсками США  с 1916 по 1924 год, а пика популярности эта музыка достигла во времена правления диктатора Рафаэля Трухильо (1930-1961). Диктатор использовал в своей предвыборной кампании песню меренге Compadre Pedro Juan («Дружище Педро Хуан»), специально написанную по его заказу и исполненную доминиканским музыкантом Луисом Альберти. Песня вызвала фурор и стала гимном меренге, одновременно популяризировав эту музыку в регионах, где ее раньше никогда не слышали. К тому же, поскольку Трухильо представлял политическую партию элиты, благодаря его авторитету музыка меренге смогла проникнуть и в высшее общество.

После смерти Трухильо стиль меренге претерпел существенные изменения, перейдя от нежных мелодичных ритмов к более неистовым, с добавлением тамбурина и саксофона. Новая версия отражала политический оптимизм и новые идеи, которые появились в стране, освободившейся от тридцатилетнего авторитарного режима. Музыканты Джонни Вентура и Вильфридо Варгас привнесли новые тенденции в традиционный меренге в 60-70-е годы, а в 80-е годы знаменитый доминиканский композитор и исполнитель Хуан Луис Герра создал «двойной меренге»: музыку, под которую танцуют и размышляют одновременно. Меренге получил популярность по всей стране, а благодаря притоку туристов стал распространяться и по миру. Сегодня многие доминиканские музыканты продолжают нести в мир эту живую доминиканскую традицию, среди них Хосеито Матео, Хуан Луис Герра, Джонни Вентура, Милли Кесада, Вильфридо Варгас, Фернандо Вильялона, Братья Росарио и Эдди Геррера.

Каждый год в Доминикане проводится два традиционных фестиваля меренге, привлекающих огромное количество зрителей – в Санто-Доминго и в Пуэрто-Плата

Фестиваль меренге в Санто-Доминго

Фестиваль меренге проводится в Санто-Доминго с 1967 года ежегодно в конце июля – начале августа. Послушать и потанцевать под живые выступления популярных доминиканских групп на набережной Малекон собираются до 300 тысяч человек.

Фестиваль по традиции открывается праздничным шествием, после чего всю неделю на Малеконе и близлежащих улочках устраиваются ярмарки и уличные гуляния. На набережной Санто-Доминго проходят бесплатные концерты с участием лучших исполнителей и коллективов страны, организуются выставки-продажи традиционных сладостей и продукции ремесленников и художников, проводятся различные конкурсы, самым популярным из которых является «Бармен года». В последние годы столичный фестиваль меренге начал распространяться и на близлежащие курортные зоны Бока Чика (Boca Chica) и Хуан Долио (Juan Dolio), на пляжах которых в это время также устраиваются вечеринки в стиле меренге.

Фестиваль меренге в Пуэрто-Плата

Осенний фестиваль меренге в Пуэрто-Плата, как и фестиваль Санто-Доминго, впервые состоялся в 1967 году, и с тех пор ежегодно привлекает внимание более 100 тысяч туристов и местных жителей, превращая северное побережье, называемое Янтарным Берегом, в огромную сцену, на которой танцуют все.

В течение недели проходят выступления известных музыкальных и танцевальных коллективов, набережная города заполняется танцующими людьми, проходят парашютные шоу. Также в дни фестиваля работают художественные выставки и ярмарки ремесленных изделий, организуются морские и автомобильные соревнования. По традиции фестиваль завершается грандиозным фейерверком.

Бачата и стиль «Сон»

Бачата появилась как направление болеро (вид испанского танца) и постепенно трансформировалась в самобытный танец. Среди ее создателей и популяризаторов можно выделить музыканта 60-х годов 20 века Хосе Мануэля Кальдерона, самыми известными хитами которого стали Salvame («Спаси меня»), Luna («Луна») и Serpiente Humana («Змея-человек»). Широкую популярность бачата получила благодаря таким певцам, как Рафаэль Энкарнасьон, Луис Сегура, Луис Варгас и Антони Сантос, которые внесли изменения в традиционную бачату. Впоследствии музыкальная группа Aventura создала совершенно другую бачату, смешав ее с другими музыкальными стилями и создав очень свежий и современный жанр. В феврале 2011 года в Доминикане прошел первый Международный фестиваль бачаты.

Стиль «сон» – новый жанр, появившийся в городах Монте-Кристи и Пуэрто-Плата в 70-90-х годах 19 века. Создание этого стиля приписывают кубинскому музыканту и композитору Мигелю Матаморосу, влияние которого распространилось на Доминиканскую Республику в 30-50-х годах 20 века. Считается, что «сон» – это сочетание латинских и африканских элементов, истоки которых уходят в болеро. Особенно полюбился этот музыкальный стиль творческим коллективам провинции Сибао

Фестивали Джаза

Каждый год в октябре на северном побережье страны, в Сантьяго де лос Кабальерос и Кабарете, проходит Доминиканский фестиваль джаза – событие, которое объединяет таких великих артистов, как Нестор Торрес, Стив Хан, Чак Манджоне, Пончо Санчес и Бобби Санабрия.

В ежегодные программы фестиваля включаются также различные мероприятия, такие как художественные выставки, праздники традиционной доминиканской кухни, ремесленные выставки, турниры по гольфу или бейсбольные соревнования с участием  знаменитостей.

Фестиваль Классической Музыки

Каждые два года в марте доминиканская столица погружается в атмосферу грандиозного музыкального праздника: в эти дни в Санто-Доминго проходит Доминиканский фестиваль классической музыки. В большом зале Национального театра Эдуардо Брито (National Theater Eduardo Brito) проходят концерты в исполнении специального оркестра, объединяющего более сотни лучших музыкантов из Национального симфонического оркестра Доминиканской Республики, а также приглашенных виртуозов из Европы и США. Впервые Музыкальный фестиваль в Санто-Доминго прошел в 1997 году и теперь проводится каждые два года. На время фестиваля в столицу Республики съезжаются ценители классической музыки из стран Карибского бассейна и со всего мира.