Агентам

История и культура

В 1492 году Колумб открыл Кубу – остров настоящих райских садов.

Хотя первооткрыватель и не нашел тут золота, зато Европа узнала табак. С тех пор Куба стала форпостом Испании при транспортировке бесчисленных сокровищ инков и ацтеков, которые везли на кораблях со всего американского континента. Гавана стала важным портом благодаря транспортировке табака, но вскоре табак уступил место более прибыльному бизнесу – в 1493 году Колумб завез на остров сахарный тростник. Для работы на тростниковых плантациях стали доставлять рабов с африканского континента. Работорговля на Кубе продолжалась вплоть до середины XIX века.

В 1512 году Диего Веласкес основал первую столицу острова – город Баракоа. За короткое время остров стал центром контрабанды, что подстегивало местную экономику, стимулируя обмен кубинского сахара и табака на товары Старого Света. К началу XIX века Куба стала крупнейшим экспортером сахара в мире.

В 1898 году в ходе испано-американской войны остров переходит под контроль США, которые объявили о праве Кубы на самоопределение, но по новой конституции 1901 г. США имели право вмешиваться во внутренние дела страны. В 1903 году они построили военно-морскую базу в Гуантанамо, которая до сих пор действует.

1 января 1959 года революция под руководством Фиделя Кастро и Че Гевары свергла диктаторский режим Батисты, став поворотной точкой в истории страны. Фидель никогда не был коммунистом, его идеи питались революционным духом национального героя Хосе Марти, а не Карлом Марксом. Но американская оппозиция заставила его принять помощь СССР, что и определило его дальнейшие политические шаги.

В 1991 году, после падения Советского Союза, настали тяжелые времена. Экономика, построенная полностью при поддержке Союза, испытывала коллапс. Фидель Кастро начал ее реформирование. Он легализировал очень маленькие предприятия и позволил фермерам продавать излишки своей продукции на частных рынках. Было также разрешено иностранным компаниям инвестировать в туризм, который стал бурно развиваться. Сегодня перед Кубой стоит множество задач, одна из важнейших – добиться перемен, не потеряв уникальности.

Когда Алехо Карпентьеру – крупнейшему кубинскому романисту и, пожалуй, самому известному в мире кубинскому писателю – задали вопрос о происхождении жителей этой земли, он ответил: «Все мы сошли с кораблей».

На кораблях через море-океан прибыли из Испании конкистадоры и за короткий срок почти полностью уничтожили коренное население. Взамен коренных жителей острова на Кубу были насильно привезены в трюмах невольничьих кораблей тысячи и тысячи рабов с африканского континента. В середине XIX века прибыли на кораблях китайские кули, а незадолго до этого в восточной части страны обосновались французские поселенцы, бежавшие от революции Туссена-Лувертюра с Гаити. Потом на остров начали прибывать корабли с канарскими крестьянами, готовыми выращивать ароматный табак и тропические плоды; арабы и евреи занялись городской торговлей; здесь осели юкатанские индейцы, ремесленники и солдаты из недавно освободившихся американских республик и даже японцы, американцы и шведы, объединившиеся в мелкие сельскохозяйственные общины.

Тем не менее из всего этого разнообразия возникло единство – понятие нации и национальности. Смешанная кровь и общие стремления создали уникальную основу, особое видение мира, словом, собственную культуру.

Самым универсальным из всех кубинцев был поэт Хосе Марти. Жизнь странника (Испания, Мексика, Венесуэла, Гватемала, долгие годы в Соединенных Штатах и краткие пребывания в Доминиканской Республике, на Ямайке и в Коста-Рике) была посвящена освобождению своей родины. Его прозу и поэзию определяют как одно из самых выдающихся проявлений испанской литературы и считают провозвестником испано-американского модернизма. Все его творчество – пример универсальности и кубинской самобытности.

Алехо Капентьер нашел точные слова для определения Гаваны – «города колонн» – с ее неповторимым барокко, прибегнув при этом к типично кубинской иронии.

Он зачаровал европейских читателей своими произведениями «Арфа и тень» (повесть, отражающаяся своеобразную точку зрения на Христофора Колумба), «Концерт барокко», «Век просвещения» (роман, повествующий о проникновении просветительских тенденций в карибский регион).
Музыкальный жанр, воплотивший в себе испанское и африканское наследие, – это оригинальный кубинский ритм, известный в одном из его вариантов как «сальса», оживляет кубинские вечера в туристических центрах острова.

То же самое происходит с изобразительным искусством, начиная с Вифредо Лама, друга Пикассо, увлеченного сюрреализмом и совместившего европейские, африканские и азиатские элементы в своей классической картине «Джунгли». Сенсуализм Виктора Мануэля, целая коллекция образов Гаваны, Флоры и карнавалы Рене Портокарреро, петухи Мариано Родригеса, витражи Амелии Пелаэс, всадники Карлоса Энрикеса, фантазии Фиделио Понсе и женские профили и «милисиано» Сервандо Кабреры Морено.

Прима-балерина Кубы Алисия Алонсо внесла в танцевальное искусство лучшие достижения мирового балета, чтобы, пополнив его богатством эмоций и жестов, создать то, что сегодня называют кубинской школой балета. Имеются также достижения и успехи в области современного и фольклорного танца, где есть немало выдающихся исполнителей.

Когда кубинцы поют, слова их песен способны передать горечь потери, но чаще всего – свет радости и красоты. А кубинский джаз – квинтэссенция жизнерадостности, и это сделало ансамбль «Иракере» и виртуоза Чучо Вальдеса одним из столпов так называемого латин-джаза. Если кубинцы возьмутся за гитару, то услышим и Баха, и гуарачу. Если это барды как Сильвио Родригес и Пабло Миланес, они сочетают в своем творчестве пылкость сердца и чувство долга.

Самобытность кубинской культуры немыслима без улыбки, и это открывает ей дорогу в любой уголок планеты.